Какие факторы формируют цену лоукостов?
Лоукост или лоукостер (от английского “low” – низкий и “cost” – стоимость) – бюджетная авиакомпания, предлагающая более низкие цены на авиабилеты за счёт экономии на дополнительных услугах. С этим термином сегодня знаком, пожалуй, каждый выезжающий за пределы родной страны, путешественник.
Но далеко не все понимают, на чём именно придётся экономить, выбирая рейсы лоукост-авиакомпаний. По этой же причине далеко не все готовы отказаться от привычных регулярок или чартеров по выбранным направлениям. Да и нужно ли?
Скажу честно, сам лоукостерами пока не летал в силу личных убеждений и предпочтений, но, когда видишь билеты по цене 6 или 10 евро хочешь не хочешь приходится разбираться в тонкостях “дешёвого полёта”, благо информации по этому вопросу сегодня предостаточно, остаётся лишь её упорядочить в собственной голове. А личный опыт друзей и знакомых всегда подтвердит или опровергнет общеизвестные факты.
Итак, что предлагают наиболее популярные сегодня лоукостеры Ryanair и WizzAir? Стратегический интерес любой компании в том, чтобы не работать себе в убыток. Говоря о цене авиабилетов, в первую очередь нужно разбираться в том, что в него входит и какие ограничения он предусматривает?
Факторы, влияющие на стоимость билета | Лоукостер | Чартер и (или) регулярный рейс |
*Класс салона |
Экономический (На примере Ryanair) |
Бизнес и экономический (На примере “Белавиа”) |
Билеты | В любом случае невозвратные. Можно изменить дату вылета, но за дополнительную плату – 30-40 евро в случае онлайн замены и 45-60 евро – в аэропорту. | Можно вернуть полную стоимость билетов по заявлению на отказ от воздушной перевозки. На чартерных рейсах также предусмотрен штраф, но он гораздо меньше, нежели у лоукостеров. |
**Багаж | Только ручная кладь – сумка или рюкзак габаритами 55x40x20 (см) и весом не более 10 кг + 1 маленькая сумочка 35x20x20. За нарушение норм – штраф 50 евро за каждую сумку. | До 23 кг на одно место в эконом классе + ручная кладь от 7 до 10кг. |
Регистрация на рейс | Обязательная онлайн регистрация за 48 часов до вылета. В этом случае бесплатно. Если непосредственно в аэропорту, то 50 евро. | Либо онлайн регистрация, либо в аэропорту за 2-2,5 часа до вылета. В любом случае – бесплатно. |
***Посадка на борт | Перронный автобус, но зачастую приходится идти пешком | Телетрап или перронный автобус |
Питание на борту |
За дополнительную оплату: например, вода – 2 евро, сэндвич – 5 евро |
Изначально включено в стоимость перелёта. Меню может различаться в зависимости от маршрута следования. |
****Аэропорт прилёта | Аэропорт прилёта может быть удалён от центра на 100 и более км, что значительно повышает стоимость трансфера, который в некоторых случаях оказывается дороже стоимости самого авиабилета. | Как правило, центральные аэропорты региона. В составе пакетного тура почти всегда включён ещё и трансфер до отеля и обратно. |
*- Как видим, любителям путешествовать с бизнес привилегиями придётся выбирать между чартером или регулярным рейсом. Оно и понятно, такой контингент людей обычно не сильно экономит на авиабилетах, ведь полёт с максимальным комфортом всегда стоит дороже обычного перелёта и лоукостам здесь не место. **- С багажом также не всё так просто. Если стандартной ручной клади недостаточно придётся покупать так называемую приоритетную посадку, что позволяет дополнительно заказать ещё одно место весом 15 кг. Стоимость от 10 до 40 евро при онлайн регистрации и от 25 до 50 евро при регистрации непосредственно в аэропорту. ***- Нельзя сказать, что данный факт является откровенным минусом, но в ветреную либо дождливую погоду удовольствия от такой прогулки мало. Да и расстояния иногда не маленькие. Всё зависит от аэропорта. ****- Если в пункте назначения имеется несколько аэропортов, Ryanair прилетит в самый дальний и неудобный с точки зрения транспортировки (трансфера). |
Отдельно я бы выделил ещё такой пункт как время отправления. Для белорусов, например, наиболее актуальными стартовыми точками являются аэропорты Вильнюса и Варшавы, рейсы из которых, как правило, очень ранние. Соответственно нужно хорошо продумывать логистику таких поездочек: в город вылета придётся приехать заблаговременно и снять на ночь гостиницу недалеко от аэровокзала либо “бомжевать” до утра там же. Это опять же дополнительные расходы и потерянное время, а ведь количество дней отпуска в нашей стране у многих и так не превышает 14. И хочется с первого дня наслаждаться отдыхом, а не заниматься долгой подготовкой к нему.
Также нужно понимать, что дешевизна билетов на лоукост-рейсы – понятие относительное.
Low price действительно имеет место быть и это конечно очень здорово при условии, что пункты в таблице выше вас полностью устраивают. Но, во-первых, такие цены встречаются в основном только на коротких перелётах в пределах материковой Европы.
Если мы говорим о среднемагистральных рейсах, а также многочисленных островных курортах, придётся раскошелиться гораздо больше.
Самые выгодные варианты в этом случае предполагают от двух до трёх пересадок. Время стыковок может начинаться от 6 часов и более, а общее время в дороге от 24 до 32 часов. Это нужно тщательно подбирать и просчитывать, ведь даже, чтобы нарваться на ценник в 6 или 10 евро требуется чёткое понимание своих желаний и постоянный мониторинг предложений.
Зачастую обычные регулярки по горячим направлениям (особенно в межсезонье) продаются по акционным ценникам. Разница между лоукостами в этом случае практически нивелируется, а все прочие бонусы сохраняются. Поэтому важно словить момент. “Аэрофлот”, например, в зимнее время выбрасывает очень хорошие предложения на летние направления, которые уже в феврале марте значительно дорожают.
Таким образом, прочитав данную статью может сложиться впечатление, что лоукосты – это полный отстой, но в то же время миллионы людей ежедневно пользуются их услугами.
Я скажу так, лоукосты – это не панацея, а лишь одно из предложений на рынке пассажирских авиаперевозок.
Кого-то может устроить, кого-то нет. Для семейного отдыха я и дальше буду выбирать только чартерные либо регулярные авиаперевозки. Но, если вы летите один или с компанией “собутыльников” (читай единомышленников, не обременённых временными рамками) – почему бы и нет.
Лоукосты также отличный вариант для частых деловых поездок в служебных целях и для перелётов внутри Европы. По этой же причине долететь лоукостером до всеми любимой Турции, Египта или Туниса дёшево и налегке не получится. Ведь то – не Европа. Да и бесплатный сыр в чистом виде – только в мышеловке.
Как говорится, осведомлён, значит, вооружён…
Как дела у национального авиаперевозчика?
К сожалению, рынок авиаперевозок в Республике Беларусь по-прежнему не такой ёмкий, как у соседних стран и это конечно же не может не сказываться на стоимости авиабилетов в целом. Здесь наблюдается и определённый инфраструктурный недостаток, а также постоянные проблемы экономического плана внутри самой страны. Ни о каких лоукостах и речи вести не приходится. Ни одна компания сюда попросту не придёт, хотя такие переговоры уже не раз велись. Разве что сама “Белавиа” от случая к случаю может снижать стоимость билетов на те направления, где наблюдается повышенный спрос.
Правда, с моей точки зрения, единственное что на пока на высоте у нашего авиаперевозчика – это безопасность полётов. Наверное, за это стоит переплачивать, но в разумных пределах. Хотя, сколько стоит человеческая жизнь, сказать сложно…
Стоит отметить, что определённые шаги навстречу клиенту “Белавиа” всё же сделала. В конце 2019 года компания ввела “безбагажный тариф”, предоставив таким образом пассажирам некоторые возможности, доступные ранее только в лоукост сегменте.
Это конечно далеко не тоже самое, но тем не менее. Появился новый тариф “Лайт”, дающий возможность покупки билета только с ручной кладью. Таким образом, по некоторым направлениям разница в стоимости билетов может доходить до 65 евро. Более подробная информация имеется на сайте “Белавиа”.
Для справки:
Ryanair – ирландский лоукостер, основанный в 1984 году. На своих воздушных маршрутах использует самолёты американской компании Боинг (Boeing), а именно Боинг-737, средний возраст которых составляет 6,5 лет.
Обслуживает более 1600 направлений, а это не много и не мало 180 аэропортов в 28 европейских государствах, а также Марокко.
С момента основания компании не зарегистрировано ни одной авиакатастрофы.
WizzAir – венгерский лоукостер, основанный в 2003 году. Осуществляет свою деятельность преимущественно на рынке Центральной Европы.
На своих воздушных маршрутах использует самолёты европейской компании AirBus, а именно AirBus A320 и A321 (321 neo). Обслуживает порядка 150 направлений.
С момента основания компании зарегистрировано несколько аварийных случаев: аварийная посадка в Эйндховене в марте 2012 года и экстренная посадка в Риме в июне 2013 года. В обоих случаях без жертв.