Кносс – колыбель европейской цивилизации
История Кносса заслуживает отдельного рассказа, и я не стал лепить его в общую ленту на странице, посвящённой плато Лассити и пещере Зевса, хотя посещение Дворца является частью одной большой экскурсии, её финальным аккордом.
Подъезжая к месту раскопок Кносса, не ждите издалека увидеть что-то очень масштабное и грандиозное, как это может представляться в вашем воображении изначально. На первый взгляд здесь всё гораздо скромнее, но невозможно переоценить истинное значение этого места, которое возвращает нас к далёким истокам бытия, положившим начало современной европейской цивилизации и культуре.
Фактически минойская эпоха (2600-1100 гг. до н.э.) являлась первой европейской цивилизацией, а её наивысший расцвет пришёлся на 1900-1400 гг. до н.э. Кносский Дворец в эти времена считался чуть ли не центром Вселенной. Сегодня о нём говорят, как о символе минойской эры и владениях легендарного царя Миноса.
Находиться здесь и иметь возможность прикоснуться к самым корням истории дорогого стоит. Многие туристы только ради этого и едут на Крит. Сразу хочу отметить, что если подобные вещи не вызывают у вас истинного интереса, то и особого смысла посещать Дворец также нет. Ну, разве что для галочки.
О Кноссе в принципе сказано уже достаточно много, и при желании всю информацию можно найти в Интернете. В рамках Дневника я постараюсь изложить ключевые и наиболее интересные факты, которые запомнились мне, подкрепив увиденное фотографиями.
Итак, на входе в археологический комплекс установлен памятник Артуру Эвансу — историку и археологу из Англии, который, начав свои археологические изыскания в пригороде Ираклиона в 1900 году, позже откопал целый Дворец, приоткрыв тем самым завесу тайны над минойской эпохой, названной так по имени царя Миноса.
Поэтому, я бы назвал памятник Эвансу одной из главных достопримечательностей комплекса. 🙂

Он же занимался и восстановлением Кносского Дворца. То, что мы видим сегодня – результат многолетних трудов археолога. Однако, многие учёные подвергают сомнению существующий облик Кносса, так как считают, что реставрацией найденных руин Эванс занимался, основываясь только лишь на собственных суждениях и представлениях о том, как мог выглядеть комплекс в те далёкие времена.
История и мифы…
История Кносса неразрывно связана с историей острова Крит, а она ни много ни мало насчитывает около 5000 лет. Многое из того, что мы знаем сегодня пришло к нам из древнегреческих мифов.
Все мы читали или слышали, что Крит – родина таких известных героев, как, например, Геракл и Зевс, пещеру которого мы также посещаем в рамках данной экскурсии. Здесь он родился и вырос в тайне от отца Крона, а его воспитанием занимались очаровательные нимфы.
Став достаточно взрослым и самостоятельным, Зевс похищает дочку финикийского царя Агенора, которую звали Европа, и привозит её в свой дом (пещеру). Со временем у них рождается трое сыновей: Сарпедон, Радамант и Минос. Последний становится основателем и правителем процветающего Кносса. Ну, а Зевс и Посейдон долгое время оставались его покровителями, не раз выручавшие царя в трудные минуты. За такую благосклонность и учтивость Минос обязан был регулярно приносить в жертву Посейдону самого красивого быка.
Однажды Минос не выполнил своё обещание и обиженный Посейдон заставляет его жену Пасифаю влюбиться в быка. От их союза на свет появляется чудовище с телом человека и головой быка – Минотавр.
Убить его Минос не смог и поэтому обратился за помощью к выдающемуся художнику и инженеру своего времени Дедалу, который спроектировал для Минотавра лабиринт, а затем и сам вместе со своим сыном Икаром был заключён в башне Кносского Дворца за пособничество Пасифаи, хотя ни каких веских доказательств или упоминаний об этом в мифологических сборниках не приводится.
Время взаперти не прошло для Дедала зря, он смог создать волшебные крылья, используя для этого воск и перья. Но, поднявшись слишком высоко, солнце расплавляет воск, и Икар погибает в водах тогда ещё неизвестного моря; Дедалу удаётся добраться до Италии.
Позже, как мы знаем, принц Афин Тесей всё же убивает Минотавра и покидает Крит вместе с Ариадной – дочкой Пасифаи и Миноса. После трагических событий на обратном пути домой море стало называться Эгейским. Более подробно об этом эпизоде изложено в рубрике о Турции – Отдых в Бодруме — история Эгейского моря.
Геракл это также сын Зевса, но от Алкмены — царицы Микен. В общей сложности у Зевса было 92 ребёнка от разных божественных сущностей и не только. Многие из них довольно яркие личности в греческой мифологии.
Крит, будучи расположенным близко к Азии, Европе и Африке, стал крупнейшим центром торговли. У минойцев имелся отличный флот и развитое земледелие, что позволяло обмениваться многими товарами с Месопотамией и Египтом.
Таким образом, до извержения вулкана на острове Санторини, здесь существовала высокоразвитая цивилизация, сердцем которой был конечно же Кносс и вспомогательные центры — в Малии и Закросе. Численность населения превышала 1 млн. человек, в то время как сегодня — около 600 тыс. человек.
Гибель минойской цивилизации
Кносский Дворец за время своего существования пережил несколько разрушений, но каждый раз отстраивался заново. Датой его первоначального строительства считается 1900 г. до н.э. В качестве основных строительных материалов использовались дерево, камень, облицовочные плиты. Крепостных стен по периметру Дворца не было, что указывает на высшую степень безопасности и благополучия Крита в древние времена.
Просуществовав некоторое время, Дворец был разрушен в результате мощного землетрясения. После чего снова отстроен ещё в более величественном виде и долгие века являлся крупнейшим административным и культурным объектом. Но в 1500 г. до н.э. произошло извержение вулкана Фира (современный Санторини) и сильнейшие цунами нанесли катастрофический урон не только Кноссу, но и положили начало конца всей минойской цивилизации, чья былая мощь и величие остались в прошлом.
Происходила постепенная трансформация культуры минойцев в микенскую культуру, возникшую на острове под влиянием материковой Греции. Вторжение греков на Крит в 1400 гг. вероятней всего и стало причиной гибели минойской цивилизации, но очевидных доказательств этой версии естественно нет.
По мере становления и распространения микенской культуры главным политическим центром региона становится именно материковая Греция, её официальная столица с тех времён и до настоящих дней – Афины.
Имеются сведения, что в древние времена столицей всей Греции был именно Крит. Годы урбанизации – от древних времён и до наших дней — не прошли даром и сегодня этот остров является наиболее развитым и цивилизованным.
Ну, а микенскую цивилизацию на материке уничтожают дорийцы в 1100 г. до н.э., после чего отправляются на Крит…
Кносский Дворец и лабиринт Минотавра
В своём первоначальном виде Кносский Дворец являлся многоуровневым сооружением, состоящим из множества соединённых между собой построек. Какая-либо системность в строительстве и архитектуре в целом на первый взгляд отсутствует, словно строили комплекс совершенно разные бригады.

Часть комнат прорублена прямо в скалистых породах, остальные имеют отделку из грязевых блоков. Симметрия деталей также отсутствует, а украшающие внутренние помещения Дворца декоративные элементы и фрески размещены без соблюдения элементарных законов гармонии. Но при всём при этом эксперты отмечают, что технология строительства далеко не примитивная, а наоборот, исполнена на очень высоком уровне.
Поэтому, изучив столь хаотичный и несуразный с точки зрения архитектуры объект, многие учёные приходят к выводу, что непосредственно сам Дворец и являлся лабиринтом Минотавра. По тем временам его можно было назвать городом, в запутанных коридорах которого не сложно было и заблудиться. И неудивительно, на площади около 22000 квадратных метров располагалось более 1300 помещений различного назначения. В те далёкие времена сооружений, подобных Кноссу, больше не существовало во всём Средиземноморье.
Экскурсионная программа по Кноссу начинается у его Западного двора, который пересекает так называемая “Дорога процессий”. Чтобы не запутаться в многочисленных коридорах Дворца, рекомендуется изучить карту развалин у входа.

По левую сторону двора располагается Западный фасад Дворца, выполненный преимущественно из массивных гипсовых блоков. В минойскую эпоху с этой же стороны был расположен и главный вход во Дворец. Справа от “Дороги процессий” можно наблюдать остатки Южного дома.



Украшением южного фасада Дворца являются бычьи рога, выполненные из поролина. В религии народов древности во всём Средиземноморье быку отводилось особое внимание, но нигде оно не было таким исключительным, как здесь — на Крите. Мифология и хозяйственная жизнь критян была тесно связана с этим животным, в котором олицетворялась созидательная (животворящая) сила природы.
В Кноссе обнаружены фрески с изображением девушек и юношей. Они словно акробаты прыгают через бегущего разъярённого быка. В движениях – свобода и ловкость. Особенно подчёркивается утончённая талия, широкая грудь, гибкие и мускулистые ноги и руки, что считалось, по-видимому, эталоном красоты, а само действие носило не столько зрелищный характер, сколько обладало особым священным смыслом.

Сразу за инсталляцией с рогами находятся Южные пропилеи или Южный парадный вход в Кносский дворец. На стене можем видеть копии фресок, продолжающие фрески “Процессия”. Их оригиналы, как и многие другие экспонаты комплекса, хранятся в Археологическом музее столицы острова – Ираклионе.

В определённый временной период своего существования Южные пропилеи выполняли функцию кладовых помещений, где размещались огромные сосуды-пифосы с припасами.

С западной стороны Дворца, на нижнем его этаже, размещался целый комплекс Западных кладовых, включающий около 18 каменных углублений в полах в виде классического узкого прямоугольника. Большие пифосы также хранились здесь.

Двигаясь далее, попадаем в центральную часть комплекса – он же Центральный двор. Логично предположить, что где-то здесь должен был находиться и трон местного Правителя. Так и есть, Тронный зал расположен как раз под Залом фресок. Большая чаша в центре – подарок археологов. На стенах, как и должно быть, фрески с грифонами. А вот между скамьями, почерневшими в результате пожара, что случился при разрушении Дворца, можно увидеть остатки алебастрового трона.

Слева за колоннами — фрагмент светового колодца. Здесь находился Бассейн Омовений. Его пол расположен ниже здания на 6 ступенек.

Следуя через Центральный двор, попадаем в восточную часть Кносса. К слову, южную его часть занимали царские покои, а в северной находились важные инфраструктурные постройки, такие как мастерские различного профиля, а также кладовые. В центре была расположена длинная лестница.
Заканчивалась лестница коридором, за которым находился Зал двойных секир. Своим названием он обязан Артуру Эвансу, который увидел на его стенах знаки, напоминающие как раз двойные секиры. На основании этого археолог сделал выводы, что эта часть Дворца являлась резиденцией царя Миноса. Величественные массивные колонны украшали зал снаружи.